По-правде, я отставил занятия и взялся за этот проект без малейшей надежды хоть что-то заработать (для чего сознательно нарушил программу Конкурса, по которой следовало красиво отрисовать заброшенные набережные реки Охта (как, собственно, и вышло с победителями), куда добрались уже девелоперы и инвесторы, и откуда ближайшее время послышится грохот и скрежет стальных строительных монстров).
Напротив, как у аборигена и патриота этих мест, появилось желание прямо ответить на вопрос о подлинных причинах и проблемах "периферийной застройки" - тем ответственным господам, кто принимает решения и тратит бюджетные средства на изысканные благоустройства и пустующие набережные, не обращая внимания на то, где и как на самом деле живут обыкновенные люди. Может быть, у кого-то в голове немного прояснилось бы...
Из пояснений модератора Конкурса:
а) во-первых, озвучить и пояснить (а не просто вывесить на сайте) идею этого
специфического в чем-то беспрецедентного для города конкурса и всего проекта — на
реализацию которого конкурс направлен; т. е. сделать процесс проведения конкурса, его ели,
задачи, дизайн методику — публичными. И это очень важно и для повышения открытости и
доверия между разными профессиональными сообществами в городе;
б) во-вторых, в рамках этой конференции начать уже обмениваться знаниями, идеями
и компетенциями по содержательным вопросам, вокруг которых построен и весь проект
«Ресурс периферии» и собственно конкурс — знаниями о городе и его устройстве, о
горожанах и их поведении в городе, об их отношении к городу. Потому что и материальная
среда, и жители, и инфраструктура, и облик и эстетика — все это «ресурсы», о которых речь
идет в конкурсе, и о которых будет предложено задуматься участникам конкурса.
...Нет ничего более основательного, чем советский градостроительный опыт квартального проектирования массовой застройки, основанный на научных разработках в части планировочных нормативов, санитарной безопасности, обеспечения жителей как квадратными метрами (обусловленными здоровой физиологией и эргономикой), так и количеством зеленых насаждений, инсоляцией, доступностью необходимыми гуманитарными сервисами - ничего подобного после 1991г. так и не появилось (а скорее всего, и не появится). И эти качества следовало бы всячески оберегать. Поскольку многое в нынешнем буржуазном и сугубо индивидуалистическом (если не сказать, иногда откровенно хищническом) способе хозяйствования способно всерьез этому навредить.
ПЛАНШЕТ 1-2
...Даже жизнь в формате "спальных" районов, застроенных в основном панельными домами индустриальных серий, могла бы считаться вполне комфортной, если бы не ряд проблем, только исправив которые, можно продолжать развивать эти территории и двигаться в будущее.
Из общих вопросов, бросающихся
в глаза и не требующих доказательств:
Вторая проблема - это произошедший раздел квартальной территории на множество участков, нередко оформляющихся безосновательными преградами и заборами.
Нет необходимости говорить, что задуманное как единый организм, жилой квартал не может существовать будучи разделенным на мелкие куски. В данной работе мы попытались найти ответы на эти общие для советских периферийных районов вопросы. Хотя не забыли и об особенных, присущих только Пороховым. ■ ЛУЧШИЕ АРХИТЕКТУРНЫЕ ОБЪЕКТЫ ДЛЯ ОСИ НЕВСКИЙ пр. - КОСЫГИНА пр.
Центральная городская архитектурная магистраль и случайная застройка 1990-2000-х, особенно удручающая на таких важных узловых пересечениях, как пр.Косыгина и Индустриальный. Необходима программа реконструкции подобных сооружений и приведение их облика и масштаба в соответствие с фактической градостроительной ролью. Проектом предложено место для условного акцентного здания, которое должно было возникнуть на несостоявшейся площади по проекту ПДП 1972-75г.г., но так и не появилось.
■ ЯСНАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНАЯ ЛОКАЛИЗОВАННАЯ ТОПОНИМИКА
Продолжение Невского и Заневского проспектов. Предлагаем переименовать пр.Косыгина в Ладожский пр., что отвечало бы общей "водной" концепции этой оси (Невский-СтароНевский-ЗаНевский-Ладожский)
■ МАЛИНОВКА - ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАРК И СЕРДЦЕ ПОРОХОВЫХ
Вместе с внутриквартальным озеленением и придомовыми площадками отдыха - важнейший элемент в структуре предлагаемых Конкурсной программой прогулочных маршрутов (пешеходных и велосипедных). Развивается вполне благополучно, и если нуждается, то только в избавлении от посягательств на свои земли (а все мы помним общественные бурления, связанные с планами РПЦ построить здесь второй по величине православный храмовый Комплекс), большей индивидуализации парковой мебели и сомасштабных парковых объектах (проектом предложены два подвесных моста над прудом и колокольня для Церкви Покрова Пресвятой Богородицы, возможно, с реконструкцией фасадов здания).
Важно донести до религиозных деятелей, что владение ими участком в парковой рекреационной зоне обусловливает соответствующий масштаб и характер их объектам и исключает какие бы то ни было заборы и утилитарные постройки.
■ ГЛОБАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХРАНЕНИЯ АВТОТРАНСПОРТА И ПАРКОВКИ
Действительно - важнейшая проблема, решение которой, в части удаленного хранения, было предусмотрено проектом 1972г., по которому вдоль западной границы территории (под ЛЭП) предполагалось строительство крупного гаражного массива. Мы полагаем, есть необходимость, используя современные технологии, вернуться к нему (предусмотренный на этом месте проект полузаглубленных гаражей (ПДП1975г.) мог бы быть модернизирован с значительным повышением их общей вместимости).
Притом, обязательно необходимо развивать и тему внутриквартального и уличного хранения (нами предложен проект придомовых парковочных павильонов, в разных уровнях совмещающих навес и озелененые газоны и площадки благоустройства) - все вместе это освободило бы примыкающую к жилым домам часть проездов и придало внутреннему дворовому пространству утраченное уютное звучание.
■ ДОСУГ И ПРОГУЛОЧНЫЕ МАРШРУТЫ
Фактически, они всегда существовали. Зато, если освободить проезды в кварталах (см. выше), появится сеть внутренних коротких (и защищенных периметром жилых зданий) маршрутов, вливающихся в длинные - к Парку Малиновка, Ладожскому парку, далее по берегу Охты до Охтинского разлива. Проектом предлагается прибавить к ним массив Ржевского лесопарка и безымянные территории (78:11:0006101:1029), (возможно, в местах пересечения с транспортными магистралями, соединенные пешеходными тоннелями) которые замыкались бы бульварными проходами ул.Передовиков - Хасанской - Коммуны. Именно кольцевая замкнутость длинного прогулочного контура представляется нам исключительно важным моментом. Когда маршрут как бы обнимает жилые образования, нигде не начинается и не заканчивается - то есть, в него можно попасть с любого места - этим ему придается универсальное самостоятельное качество, которое может не зависеть от внешних объектов и возникающих "точек интереса". Которые, как нам известно, вдоль русла реки Охта еще далеки от того, чтобы стать таковыми и составить содержание прогулочного пейзажа.
Мы сознательно
не стали углубляться в эту часть проекта,
ограничившись только одним предложением
общей схемы маршрута и объектами, которые
к ней следовало бы добавить.
Нет сомнений
- это важная тема с большой перспективой.
Однако на сегодняшний день, не имея даже
полного представления о характере берегового
окружения и видовых приоритетах, в том
числе, охранного режима по существующим
ландшафтным и архитектурным памятникам,
а также в силу ограниченного пространства
экспозиции, мы не считаем возможным делать
более подробные прогнозы и предположения.
ПЛАНШЕТ 3-4
Отдельная и важнейшая тема! Разбирая вопрос о благополучии, комфорте и полноценной жизни людей непосредственно в месте их проживания, считаем важным возвратить традиционное представление о "домашнем" характере дворового пространства, как о месте совместного досуга и бытия.
Думаем, для этого необходимо:
· Пересмотреть действующие внутриквартальные границы и межевание, по которому собственно для жителей многоквартирных домов едва остается 1.5 метра тротуара (все остальное занято их же автомобилями). В необходимых случаях следует отодвинуть эти границы.
· На образовавшемся пространстве мы предлагаем разместить открытые парковочные павильоны-навесы с искусственно устроенным на них газоном и озеленением. Таким образом, на уровне проездов могло бы быть организовано место постоянного хранения автомобилей жителей ДАННОГО КВАРТАЛА, а наверху созданы удобные площадки дневного пребывания. Разумеется, эта мера должна быть использована, как часть общегородской Программы хранения автомобилей, и предусматривать, кроме придомового, места парковки на прилегающих улицах и удаленное гаражное хранение (возможно, с использованием тех же конструкций).
Но даже одно это, по нашему убеждению, позволило бы:
■ Разделить и зонировать разнородную внутриквартальную функцию, дать место для внеквартирного времяпрепровождения жителей.
■ Снять остроту проблемы придомового хранения личного автотранспорта
■ Освободить тротуар и проезжую часть, дать пространство велосипедистам, детским коляскам, а также автомобилям коммунальных и экстренных служб.
■ Обеспечить две полосы движения и свободный разъезд автотранспорта в квартале.
■
Объединить разрозненные
мелкие дворовые сооружения (гаражи инвалидов,
мусоросборные павильоны, хозяйственные
площадки и квартальные электрощитовые).
Металло-пластиковая секционная сборно-разборная конструкция (бесфундаментная - однорядный ТИП I, либо на легком фундаменте из винтовых свай - двухрядный ТИП II), частично с покрытием из ячеистых коробов (жесткий объемный пластик) с грунтом и газонной травой, частично с настилом из дерево-полимерной террасной доски. С площадками отдыха и декоративными цветочными палисадниками для самодеятельности и досуга жителей квартала. Возможен и более развитый капитальный вариант павильона - ТИП III, занимающий более обширную часть территории, например, под спортивными площадками.
Полагаем, с развитием экологических видов двигателей, подобные квартальные парковки можно будет совмещать даже с игровыми зонами Детских Воспитательных и Образовательных Учреждений.
Выводы проекта:
Маршруты прогулок, которые по настоящей Программе должны были бы стать главной темой исследования, предполагают разработанный
сценарий движение от одной точки интереса
к следующей.
На наш взгляд, сегодня еще
слишком много обстоятельств, от невыселенных
гаражных хозяйств и промышленных свалок
до неопределенности в том, как будут застраиваться окружающие территории, включенные, или соседствующие
с Проектом благоустройства набережных
Охты.
Все это не позволяет превратить
предлагаемый Конкурсом береговые ландшафты
в связный художественный объект.
Притом,
есть другие, куда более важные вопросы,
действительно влияющие на самочувствие
жителей Пороховых, на которых мы посчитали
важным остановиться. И проблема наших дворов, забитых нашими автомобилями - первейшая из них.