Popular Posts

BIM превратит проектирование в мультик с фантиками


 На мой скромный взгляд, настоящее время BIM  еще далеко впереди, если вообще  придет  когда-нибудь. В том смысле, что информационные технологии - это хорошо, и моделирование - никто не спорит, но связывать две эти задачи в одно - да, заманчиво, вопрос не только в целесообразности, но и в достаточности и необходимости средств для этих двух разнородных целей - полностью описать материальное содержание будущего здания и создать его идеальный образ. Только пара соображений: человек перестал быть обезьяной, научившись мыслить абстрактно; геометрия - это способ провести линию, задав две точки в пространстве, и этот экономный способ выразить мысль и есть начало проектирования; чертеж, бумага - это непременная и неотменяемая часть оборота чертежей и фиксации в документах осознанных и принятых решений и переданных поручений; изображение в чертеже, архитектурная графика - это культура, так же как язык и письменность - со своеим особенным начертанием, стилем и профессиональной лексикой, которая и есть сущностная черта, отличающая архитектора и любого другого (а совсем не тот условный марсианский словарь, предлагаемый программой и написанной теми, чье сознание сформировано совсем другими целями и смыслами); в строительстве, проектировании и эксплуатации  зданий есть огромное число простых исполнительных профессий, куда BIM ни в каком случае невозможно встроить, ни по затратам на обучение и оборудование, ни по необходимости тащить целый воз информации, которая им никогда не понадобится... И наконец: изучать не искусство архитектуры, а программу, претендующую на исключительный творческий инструмент, притом, в силу ограниченности любой программы, жестко задающую связи элементов в архитектурном произведении - что-то в этом есть категорически противоестественное... На мой взгляд

Сообщение о том, что президент страны поручил правительству за год перевести строительство на BIM-технологии, взбудоражило профсообщество: тут же развернулись дискуссии на предмет «чего это вдруг?» и «кому это выгодно?». Однако тех, кто «кровно» заинтересован в развитии в России, волнует совсем другое, — что именно, порталу АНСБ рассказала гендиректор ООО «Конкуратор» Марина КОРОЛЬ.
Напомню, что впервые тема информационного моделирования в строительстве обсуждалась на столь высоком уровне еще в 2014 году, когда по результатам заседания президиума Совета при Президенте РФ по модернизации экономики и инновационному развитию России председателем правительства было дано поручение разработать и утвердить план поэтапного внедрения технологий информационного моделирования в промышленном и гражданском строительстве.
Такой план был разработан и принят фактически через год (приказом Минстроя №151/пр 04.03.2015), а 17 мая 2016 года состоялся Госсовет РФ, посвященный вопросам развития строительного комплекса. По результатам этого заседания появилось поручение президента  (Пр-1138ГС, п.2 б) разработать и утвердить план мероприятий по внедрению технологий информационного моделирования в сфере строительства. По существу это означало: спустя год – еще один план.
11 апреля 2017 года такой план мероприятий (дорожная карта, №2468п-119) был утвержден и подписан Дмитрием Козаком. Однако даже поверхностного знакомства с этим документом достаточно, чтобы понять, что он абсолютно не решает поставленных перед ним задач. Из 18 его пунктов к теме информационного моделирования имеет отношение лишь полтора. Не удивительно, что этот план так и не заработал.
Принятая в июле того же 2017 года программа «Цифровая экономика Российской Федерации» могла бы компенсировать отсутствие стратегических документов по цифровому развитию стройки, но направление «Цифровое строительство», где информационное моделирование должно играть ведущую роль, в момент публикации в программе отсутствовало. Спустя почти год заявка на включение направления «Цифровое строительство» была подготовлена, подана, обсуждалась в Аналитическом центре при Правительстве РФ, но до сих пор не принята.
Именно в этот момент неожиданно появились новые поручения президента по BIM.  Из формулировок следует, что они никак не связаны с направлением «Цифровое строительство» в программе «Цифровая экономика». Можно, конечно, предположить, что, не дождавшись за четыре года (с 2014) особых результатов по продвижению BIM в государственных институтах, в окружении президента решили больше разработку планов не поручать, а перейти непосредственно к конкретным шагам. Возможно, так и есть, однако стоит посмотреть на главные вопросы, пока не нашедшие отражения ни в одном из существующих документов.
BIM-мандат. Главный вопрос так и остается открытым: будет ли вводиться обязательное требование реализации в технологиях BIM проектов, финансируемых из бюджетов РФ различных уровней? Это первый вопрос, который должен найти отражение  в планах по внедрению BIM в РФ. Подготовка к реализации этого шага занимает от 3 до 5 лет. Но намерения перевести проекты госзаказа на BIM с указанием видов объектов и/или пороговых значений бюджета со сроками должны быть декларированы уже сейчас (в поручениях упоминаний об этом нет).
Основное внимание сегодня следовало бы уделить вопросам нормативного правового регулирования в сфере BIM. В отличие от вопросов стандартизации, за 4 года в этой сфере вообще ничего сделано не было, тогда как это едва ли не самое сложное направление. При этом совершенно очевидно, что работа по-новому — в цифре, и по-старому — на бумаге (даже и электронной) еще долго будут существовать параллельно. Поэтому необходимо проработать правовую основу этого «цифрового трека» на всех этапах ЖЦ (которые тоже следует детально определить), и дать уже возможность передовым организациям представлять плоды своего труда в цифре.
Есть еще ряд важных задач, которые не были упомянуты в поручениях. Мы подробно и много раз писали о них и проговаривали с представителями профильного министерства, на различных экспертных советах, а также на разных площадках  Государственной Думы.
В завершение предположу, что обсуждаемый документ будет иметь положительный эффект, запустит целый ряд процессов, придаст динамику новым направлениям развития, даже если реализовать ряд поручений в указанные сроки будет невозможно. В частности, там упомянуто образование. Здесь следует помнить, что до образовательных программ в ВУЗах надо будет еще актуализировать профессиональные стандарты и разработать образовательные стандарты. Так что путь здесь неблизкий.
Поручения президента по BIM – это еще одно подтверждение, что тема цифровизации строительства не уходит с повестки дня и имеет большое значение для экономики страны в целом. Однако по нынешней ситуации можно только выразить сожаление, что в Российской Федерации, спустя четыре года после первого обсуждения на Президентском совете такой значимой темы, как переход строительной  отрасли на информационное моделирование, у нас до сих пор нет ни концепции внедрения, ни одного стратегического документа по этому вопросу, нет четкого видения, куда и зачем мы идем и что собираемся осуществлять.
Ответы на эти вопросы не дают и совсем свежие президентские поручения. И в этом направлении мы уже отстаем от наших ближайших соседей – Казахстана и Беларуси. А нам, профессиональному сообществу, вместе с руководством отрасли стоило бы вернуться к формулировке стратегических целей и задач и исполнять поручения с их учетом.
< >